Метки

, ,

The Three-Body Problem рассказывает две истории. Первая разворачивается в Китае 60-х во время Культурной Революции и рассказывает про Йе Венцзе, дочь физика, убитого за «идеологически неправильное» преподавание. В этой части, естественно, сплошные тлен, тоталитаризм и коррупция, плюс секретные правительственные проекты. Главным героем второй сюжетной линии про недалекое будущее является профессор Мяо Ван — исследователь в области наноматериалов, который оказывается втянут в расследование самоубийств ученых по всему миру, войну с неизвестным могущественным противником человечества и разгадку тайн компьютерной игры Three Body.

Естественно, китайский сай-фай выглядит довольно нестандартно (особенно учитывая, как я редко выбираюсь за пределы англоязычной фантастики), но как реагировать на вещи, которые обычно «не приняты»? Скажем, количество экспозиций в тексте зашкаливает, и часто персонажи решают сообщить контекст в неожиданных местах. Самым ярким, наверно, является момент во время «товарищеского суда» над отцом Йе Венцзе (на самом деле там совсем другое событие происходит, но я боюсь выяснять правильный русский термин), когда он вдруг пускается во внутренний монолог длиной как минимум в страницу о предавшей его жене и ее отце, пока она сообщает революционной молодежи о его преступлениях (преподавание западной физики). Так как жена возвращается в книгу после этого только один раз, не совсем понятно, зачем нам история о том, как ее отец врал о своей встрече с Эйнштейном. Я не хочу сказать, что это прямо плохо («осторожно добавил Олег»), но персонажи рассказывают о себе и науке всё и часто.

Другие нестандартные и волнующие элементы стиля сложнее объяснить. Например, персонажи, по-моему, иногда очень странно испытывают эмоции: иногда абсолютный стоицизм портит и делает смешными драматические моменты, иногда решения принимаются под воздействием слегка неожиданных реакций. Разговаривают хором, возможно, слишком часто. Плюс, несколько совсем уж мелочей.

Еще можно поспорить, что Мяо Ван, формально являющийся протагонистом книги, играет в ней не такую уж и большую роль. Он разбирается в Three Body, но в основном Ван просто ходит от одной ситуации к другой, отвечает на вопросы, иногда помогает тем, кто на самом деле двигает сюжет, когда им нужна его помощь. Он — наблюдатель и второстепенный персонаж, довольно часто даже в игре.

Научно-фантастическая составляющая и построенная вокруг нее история довольно хорошие. События развиваются неспешно, и то, о чем хочется рассказывать, находится в тех частях книги, которые не хочется спойлить. Несмотря на некоторую пассивность главного героя, событий предостаточно, и эскалация угрозы первоклассная. И некоторые инфодампы хотя бы интересно читать благодаря сай-фаю и объяснениям (особенно для тех, для кого это — самое важно в жанре). Очень люблю момент в начале, когда Вана начинает повсюду преследовать непонятный обратный отсчет — очень милая The Twilight Zone-стайл жуть, и там все прекрасно: и его паника, и реакции его семьи на эту панику, и полученное гораздо позже объяснение.

Плюс, глава, состоящая из официальных документов о создании секретной китайской программы по поиску инопланетной жизни, оказалась гораздо интереснее, чем можно подумать после такого описания.

В целом то, что я написал о The Three-Body Problem, выглядит довольно негативно, но вообще я просто пытаюсь описать, насколько время от времени эта книга меня смущала. Но ругать ее не хочется. Сай-фай в ней хорош, от сюжета я получил удовольствие, но некоторые стилистические решения вызывали реакцию «well, that happened». Что может отпугнуть, поэтому решать стоит ли читать роман нужно на основе своей начитанность или на основе терпимости к «нетрадиционности» в случае нехватки начитанности (как у меня).

Реклама