Метки

, , ,

Про Ancillary Justice я писал здесь. Спойлеры к книге неизбежны и начинаются прямо в следующем абзаце.

Ancillary Sword оказалась совсем не такой, как я ожидал после первой книги, и я довольно заметно разочарован. Ancillary Justice была историей про месть, в ней была соответствующая целеустремленность в повествовании и темпе. Плюс, фон в виде гражданской войны внутри правителя огромной космической империи (и объекта мести) делает события довольно масштабными. И от сиквела, естественно, хочешь если не повышения ставок, то хотя бы продолжения в том же духе. Главная героиня формально работает на одну из сторон конфликта (не стесняясь при этом использовать слово «тиран»), получила корабль, команду и миссию — борьба за судьбу человечества начинается, верно?

Нет, Брек и ее команду направляют сторожить систему без особой стратегической ценности и поддерживать там порядок, пока гражданская война эскалирует во всех остальных местах. И нет никакого твиста про важность системы и/или ее неожиданную роль в разворачивающемся конфликте (есть твисты на другие темы, и война неизбежно изменится к следующей книге, но роль главных героев в этом невелика). Протагонист просто ввязывается в местную политику на довольно локальном уровне, тащит в эту пучину других персонажей и провоцирует «радикальные» перемены (радикальность заключается в подчинении законам и здравому смыслу).

В этом плане AS немного похожа на The Goblin Emperor, но IN SPACE и масштаб поменьше — много решения проблем при помощи Силы Общения и политических жестов неопределенной полезности. И особых претензий у меня к этим линиям нет. Успехов у Брек поменьше чем у Майи, зато экшен и драматический героизм ей и ее команде удается гораздо лучше. Но… нет того эффекта AJ, которая покорила меня персонажами, темами, вордлбилдингом, местоимениями, всем. На этот раз в лучшем случае есть «логичное развитие», но далеко не в тех количествах, как мне хотелось.

Лучше всего книга продолжает тему индивидуальности и характера, от чего я снова получаю больше всего удовольствия. Кроме Брек, являющейся последним осколком искусственного интеллекта мертвого корабля, есть два судна с совершенно разными экипажами в плане зомбификации и замены личности корабельным ИИ (с «зомби» и с людьми, притворяющимися «зомби» из-за причин) — очень много интересных взаимодействий. «Проблемы с головой» в том же духе у одного из офицеров, по-моему, раскрыты недостаточно хорошо, но и там есть, на что посмотреть. Плюс, более традиционные вещи про то, кто кого как видит, что мы скрываем даже от себя, и легкое промывание мозгов диссидентам.

«Не та книга, которую я хотел» — далеко не лучшая претензия, тем более что Ancillary Sword довольно хорошая книга. Мне все еще нравятся мир, персонажи и Империя Чая и Перчаток (все еще мои любимые ритуальные фундаменты цивилизации). Мне нравится политическое маневрирование и просто разговоры по душам, из которых сделан сюжет. Мне нравятся искусственные интеллекты (I for one welcome our future AI overlords). Но это очень не та книга, которую я хотел.

P.S. Чем дальше, тем сильнее мне нравится перевод названия у русского издания AJ – «Слуги правосудия». Каламбур оригинала потерян, но новый, по-моему, не хуже, особенно вместе с второй и третьей книгами. Я неприлично много об этом думал.

