Метки

,

Знаете, что мне напоминает эта книга? В районе десяти лет я начал читать книги Владислава Крапивина про Великий Кристалл, но они никак не стыковались со мной, потому что не соответствовали моему тогдашнему пониманию того, каким должен быть детский приключенческий фантастический роман. Они были «слишком жизненными» (мешали моему эскапизму слишком реалистичными трагедиями и тому подобным). Позже я втянулся и получил от них какое-то удовольствие, но постоянные возвращения и битье об текст в попытке выжать это удовольствие запомнились гораздо сильнее. И похожим образом All the Birds in the Sky отказывается соответствовать моим взглядам на то, как такая история должна работать (это не особенно сложная история), и я не уверен, что это плохо.

(Но может быть, что я просто вырос из малолетнего консервативного идиота в бородатого эстетствующего идиота.)

Это история про ведьму Патрицию и технического гения Лоуренса, про то, как они познакомились в школе, про то, как они снова встретились годы спустя, и про то, что им суждено сломать мир. Точнее это сюжет. Книга построена таким образом, что в основном это не самые важные вещи. Сюжет движется как бы рывками, между которыми происходят гораздо более интересные события, что особенно заметно где-то в последней четверти, когда Кульминация начинается довольно резко и, я бы даже сказал, без особого предупреждения.

Для меня гораздо важнее и интереснее оказалась просто жизнь главных героев, происходящая между сюжетными моментами. Встреча Патриции и Лоуренса после душераздирающих школьных глав (где сплошной «магический реализм») и нескольких лет перерыва открывает читателю дверь в милый мир их повседневности. Фантастически разнообразный набор друзей с магической, технической и обычной сторон, заведения разной степени хипстерскости, развивающиеся отношения протагонистов, маленькие чудеса и маленькие кризисы («маленькие» — относительная характеристика: мир не взрывается). Я часто упоминаю о моей любви к небольшим историям, которые не переворачивают статус-кво, а просто используют потенциал повседневности персонажей (это же фантастика, повседневность у них тоже необычная), и местами All the Birds in the Sky была моей идеальной книгой и противоположностью, скажем, Among Others Джо Уолтон с теми же пропорциями основного сюжета и остальных событий, но с противоположным «ощущением важности».

(Задним числом замечаю, что, возможно, этот сегмент физически занимает в книге чуть меньше места чем у меня в памяти и эмоциях.)

Кстати, про эмоции. То, как в книге иногда меняется настроение, вполне может испортить впечатление. Особенно в начале, когда после милой сказочной главы с говорящими птицами вовсю начинается школа и «damn, kids could be assholes sometimes» — отсюда комментарий выше про «магический реализм», потому что реалистичная депрессивность зашкалила, и я довольно сильно испугался, что книга окажется одной из «тех». Еще, например, есть жестой и беспринципный ассассин с очень жуткими вещами на совести и… парой очень смешных сцен о том, как сильно он любит мороженое. Ну и упомянутое развитие сюжета рывками.

Теоретически в центральном конфликте может быть спрятана метафора про фэнтези и сай-фай, но я ничего такого не заметил, и такие вещи в целом не ко мне. Я ограничился повторением хэштега #TeamStopPunchingEachOtherYouAssholes, но не откажусь от возможности повесить на стену фразу «A cyborg will be the same thing as a wizard» в каком-нибудь милом виде.

Выглядит так, будто я гораздо больше ругаю книгу чем хвалю, но на самом деле мне очень многое в ней нравится. Эмоционально изматывающие школьные главы спасаются за счет регулярных оптимистичных просветов, создаваемых дружбой между главными героями. В основном сюжете достаточно приятных моментов, особенно — концовка, которую я люблю всем сердцем. Тонна разных мелочей.

Я тут пытаюсь сказать, что целиком All the Birds in the Sky — книга «не для каждого». Некотором понравится ее «легкая эксцентричность», которую другие назовут горой недостатков. Но мне кажется, что многие смогут увидеть за этой горой какое-нибудь эмоциональное ядро, которое все оправдает или покажет в неожиданном свете.

Или я — бородатый эстетствующий идиот, пытающийся изо всех сил оправдать для себя потраченные на роман четыре дня.

