Метки

, ,

Начну, наверно, с попытки объяснить «Форкосиганскую сагу», потому что я сейчас пишу про шестнадцатую книгу, и мне здесь нужно пять вертолетов с гуманитарной помощью. Чаще всего цикл называют «милитари сай-фаем», и это не совсем (или совсем не) хорошее описание. Но на самом деле у цикла чуть ли не самый лучшее разнообразие жанров и тем в фикшене: он как-бы начинается с попыток основного протагониста серии калеки Майлза Форкосигана доказать свою ценность родной консервативной патриархально-милитаристической культуре, и в целом приключений с приставкой «милитари» у него предостаточно, но его регулярно (и чем дальше — тем чаще) заносит в «чистые» дипломатические и шпионские истории, и один из лучших романов саги Memory — буквально детективный триллер, и пару раз постоянно присутствующая в серии комедия великолепнейшим образом превращается в первоклассный фарс. Майлз и ко, кажется, успели сделать в космосе практически все, что позволяет сеттинг. Например, из-за существования Shards of Honor и Barrayar про родителей Майлза (Эйрела и Корделию) всем фантастам мира должно быть стыдно за нехватку приключений супружеских пар в жанре.

Но, по-моему, главным достижением Буджолд в цикл является работа с… «прогрессивными элементами». Поначалу на вещи вроде гермафродитов я явно реагировал в стиле «а, это всего лишь сай-фай», но перед этой книгой ввиду некоторых откровений, содержащихся внутри, я вспомнил некоторые отношения и просто ситуации в саге, и в ней всегда было предостаточно решений, которые могут смутить более консервативного читателя. Речь не только об однополых отношениях или перемене пола. Скажем, один из главных героев в поздних книгах переживает довольно серьезную психологическую травму, и даже когда он возвращается в норму, последствия этого остаются с ним в довольно осязаемом виде, и до меня только недавно окончательно дошли тяжесть, серьезность и важность всей той ситуации (у меня тогда было более примитивное отношение к фантастике). Или еще есть сержант Таура…

(Вступление получилось длиннее, чем я ожидал, но это, наверно, неплохо. Дальше я приступаю к самой книге, и там будут ощутимые СПОЙЛЕРЫ, особенно к первым главам.)

Итак, Gentleman Jole and the Red Queen начинается с довольно внушительного реткона: Эйрел, отец Майлза, состоял в отношениях с молодым офицером Оливером Джоулом, которые длились весьма приличное время (Оливер, кажется, мелькал еще в The Warrior’s Apprentice) с перерывом на карьеру Джоула, а также с полным согласием, поощрением и иногда участием Корделии. И теперь через три года после смерти Эйрела Корделия продолжаетих совместное губернаторство барраярской колонии на планете Сергияр, а адмирал Джоул командует охраняющим планету флотом, и они вдвоем начинают восстанавливать отношения.

Я, наверно, немного смогу сказать о романе, потому что в нем практически нет конфликта, драмы и прочего… сюжета. Это необязательно плохо (но работает далеко не для всех). Gentleman Jole and the Red Queen — история о двух влюбленных взрослых людях (очень взрослых), которые просто разбираются в своих чувствах на фоне общего хаоса администрирования молодой колонии. Оливеру нужно принять несколько важных решений и ответить на несколько важных вопросов про себя, но ничего излишне катастрофического. Когделия просто остается все той же мудрой и решительной женщиной, как и обычно, которая выбирает курс действий и дальше получает удовольствие от происходящего. Эта книга — comfort food, одна из самых душевно-расслабленных вещей, что я читал в этом году.

Еще раз: это книга про взрослых людей во взрослых отношениях, у которых все будет хорошо. Не знаю, как оценивать GJatRQ как повествование, но терапевтическое средство для поднятия настроение — безупречное.

P.S.: Но я согласен с критикой, что роман совсем игнорирует этическую проблему отношений Эйрела с молодым подчиненным, когда они только начинали.

P.P.S.: Возвращаясь на прощание ко второму абзацу, это книга, которая содержит вот такой серьезный диалог про кинки:

“…Back in my district primary school, when all the other boys in my classes were giggling in excruciating puppy love over the pretty girl in the third row, I always suffered—and I use that word with some precision—the most devastating crushes on my teachers.” And added under his breath, “God, Oliver—who knew…?”
“Ah!” said Cordelia, feeling pleased. “I think I know about that one! An authority kink, Oliver. Or possibly a power kink.” Good grief, no wonder he went for Aral. “That…makes all kinds of sense, in retrospect.”
“To you, maybe.”
“Male or female teachers?”
“Uh…both. Actually. Now I think on it. Which I haven’t done. For years.” He gave her an accusing look, as if it were her fault.
“Well, many kinks are orthogonal to gender. You do realize there are more than three categories, all on one axis, for human sexual preferences, don’t you? I think you may just be suffering from a shortage of categories.”