Метки

, , ,

Про финал Моей Любимой Сай-Фай Трилогии Этой Пятилетки писать еще сложнее чем про предыдущую книгу, потому что та хотя бы заметно отличалась от первой тоном и событиями (наведение политического и социального порядка в глубокой провинции после эпического поиска мести императору человечества и разогревания как бы гражданской войны), а эта прямо продолжает развивать события из предыдущей с сохранением практически всех персонажей. Хотя тон снова немного отличатся, да. Плюс, погода совсем не располагает к критическому анализу (или чем я здесь занимаюсь), и этот блог — единственное место, где я на это еще не пожаловался.

Так что здесь стоит ожидать пару бессвязных мыслей об Ancillary Mercy и скорее всего спойлеры к двум предыдущим книгам.

Не моя война. Чуть ли не единственным неудовлетворительным моментом повествовании, по-моему, является то, что протагонист (Брек, последний осколок ИИ космического корабля в человеческом теле) практически не контактирует с той гражданской войной, которую относительно случайно перевела в активное состоянии в конце первой книги. Истории как бы не так работают: если твой квест приводит к катастрофическим последствиям, то ты обязан пойти и разгрести их. Правила приличия как бы. Но нужно признать, что главная героиня держится своих принципов в том, что не желает помогать ни одной стороне конфликта (являющиеся одним человеком). И она использует предоставленные ей внушительные ресурсы для того, чтобы помогать людям, но в масштабе одной солнечной системы. И когда император человечества спорит с собой используя в качестве аргументов армии и тяжелую артиллерию идея, что один человек может повлиять на происходящее, не особенно абсурдна. Но драматически неинтересная.

(Я, возможно, слишком сильно упираю на то, что боевые действия происходят из-за Брек, и нужно отметить, что рано или поздно ситуации взорвалась бы и без нее.)

Роботы — тоже люди. Третья книга наконец-то всерьез берется за обилие ИИ в сеттинге на военных кораблях и космических станциях. Естественно, тема всегда присутствовала (см. описание протагониста), но ИИ в основном были второстепенными персонажами. А тут одна из первых сцен посвящена разговору главной героини с ее о кораблем о том, что он не знает, хочет ли быть собственным капитаном, но знает, что хочет возможность хотеть этого. И с этого момента РОБОЭМОЦИИ НЕ ПРЕКРАЩАЮТСЯ. ИИ занимаются всеми теми же вещами, что и остальные персонажи: дают романтические советы, смотрят сериальчики, участвуют в политических интригах, планируют покушения на государственных чиновников (все это — физически являясь кораблями и станциями). Логичный вопрос о рисках неожиданного освобождения из рабства могущественных тяжеловооруженных существ поднимается и решается самым лучшим образом.

Так что, если вам важны права и чувства разумных машин, то эта книга нужна вам прямо сейчас (и трилогия в целом).

Социальные метафоры. С другой стороны социальная линия отъехала на второй план, после веселья в Ancillary Sword про разоблачением коррупции и тыканья в нее близоруких чиновников, игнорирующих буквально феодализм у них под носом, потому что «система работает». Но читатель получает вещи вроде «Все [представители определенной этничности] — грязные неграмотные преступники и не заслуживают возможности получать образование и улучшать свое социальное положение», вскоре после чего сказавший это отдает приказ силой разогнать мирный протест (в виде совершенно недраматичного стояния в очереди). Кусочки злободневности совсем не тонкие*, и я этим даже доволен.

(Вообще законы Радча про образование и трудоустройство близки к утопическими, но местные реалии конкретных планет накладываются на них довольно депрессивно.)

(*Я тут вспомнил, что в предыдущей книге человека застрелили за то, что ОНА ПРОСТО СТОЯЛА РЯДОМ С СВЕЖИМ ГРАФФИТИ. Если что.)

I’m not saying it’s aliens but… В сеттинге есть несколько инопланетных рас, но самое большое влияние на историю оказывают таинственные, могущественные и непостижимые Пресгер, которых при этом в книгах практически не было видно. Ancillary Mercy искупает это при помощи введения их как бы посла Переводчика Длик, и она тут существует для утоления всех ваших потребностей в забавно эксцентричных, но слегка жутковатых инопланетянах. И попытки объяснить особенности мышления ее создателей (которые, например, в принципе не понимают человеческую индивидуальность) замечательные и интригующие.

Приключение продолжается. Это, возможно, странная трилогия. То, как события развиваются от книги к книге, как странно меняются тон и фокус истории, как мы даже не приближаемся к развязке огромного космического конфликта (спровоцированного протагонистом), наверно, стоит осуждать. Но мне нравится все, что в происходило в этих книгах. Мне нравится лингвистика цикла (по этому поводу пара забавных мелочей происходит в книге). Мне нравится общество, в котором перчатки являются самым важным предметом одежды, а возможность пить чай в тяжелой ситуации означает, что все будет хорошо. Мне нравятся РОБОЭМОЦИИ. Мне нравится чертов император человечества, который буквально воюет с самим собой. И мне нравится борьба за законность, справедливость и человечность, даже применимо к чертовому императору человечества.

И Лекки уже пишет новый цикл про сеттинг, так что на развитие важных космических событий еще есть надежда.

(Но если всю следующую книгу Переводчика Длик будут учить правильно пить Особый Церемониальный Чай с крекерами на фоне острого политического кризиса, то я согласен.)

Реклама