Метки

, ,

Роман Нила Стивенсона начинается с того, что по неизвестным причинам взрывается Луна. Чуть позже выясняется, что через пару лет обломки нашего спутника неизбежно уничтожат все живое на Земле, и начинается спешная попытка спасти хотя бы микроскопическую долю человечества на орбите. Первая треть Seveneves посвящена этому проекту и участвующим в нем людям. Что в книге происходит дальше, я знаю только в общих чертах.

Почему я не смог дочитать Seveneves?

Нужно, наверно, начать с того, что я вполне понимаю, как эта книга может кому-нибудь нравиться. В ней полно вещей, которые мне нравятся. Стивенсон подошел к выбранной теме очень тщательно, и не только с технической или практической точки зрения, потому что роман содержит довольно качественные социально-культурные комментарии (хотя я видел жалобы на то, что под конец с могут быть серьезные проблемы). И у книги невероятно разнообразный и интересный каст персонажей, что в наше время всегда хорошо. В Seveneves вложено огромное количество труда, это видно, это невозможно не уважать, и она регулярно почти затягивала меня. Но все разбивается о то, как книга написана.

Вы вполне могли слышать, что там серьезная проблема с инфодампами, и некоторые из вас точно подумали «Я — опытный читатель, я прорвусь». Я тоже так думал. Не повторяйте моих ошибок и будьте готовы: возьмите то «много инфодампов», которое вы только что представили, увеличьте его в полтора-два раза, и вы будете близки к реальности. Я люблю хард-сай-фай, я люблю выдуманные технологии, но частота многостраничных инженерных мануалов/патентов как раз находится за пределами моей выносливости. Если две сцены проходят без трех, пяти или десяти страниц (чем дальше, тем хуже) описания очередного изобретения или объяснения терминологии в мельчайших подробностях — повод для маленького праздника. И у меня еще куча придирок к подаче этой информации, но чтобы я не начал пускать пар из ушей, скажу только, что мне было очень неудобно читать, и там именно так плохо, как все рассказывают. И я не отрицаю, что от этого всего можно получать удовольствие, но я не смог.

Ну и когда натыкаешься на редкие моменты, где Стивенсон не проявил этой своей тщательности, становится еще обиднее. Нил, я тоже постоянно забываю, как называется Витрувианский человек, но это очень несложно гуглится, и у тебя нет никакого оправдания после того, сколько места ты потратил на жаргон американских радиолюбителей.

У меня есть еще одна (очень второстепенная) причина бросить книгу: я точно боролся бы с ней еще недели две (очень утомительные и болезненные для фолловеров моего твиттера), и пост в рубрике «В поисках «Хьюго»-2016» явно смотрелся бы неуместно после 20-го августа, когда статуэтки уже раздадут. Тем временем мои финальные предпочтения по романам выглядят так:

  1. The Fifth Season

  2. Ancillary Mercy

  3. Uprooted

  4. No Award

В следующем году мне, возможно, стоит придумать что-нибудь новое с обзорами финалистов, чтобы как нибудь по-удобнее относительно основных ежемесячных обзоров. Есть искушение вообще отказаться (уровень искушения зависит от того, насколько сильно Определенные Люди нагадят в списке финалистов). Ваши мнения и идеи по вопросу мне очень интересны.

Что? Запустить патреон и поставить на стодолларовую отметку?

