Метки

, ,

Все мы знаем про проблемы вторых частей трилогии. В The Obelisk Gate протагонист предыдущей книги Эссун и ее дочь Нассун обустраиваются в своих новых местах жительства на фоне апокалиптического катаклизма, познают себя и выясняют новую важную информацию о мире и своих способностях. Не очень много происходит. И это лучшая «вторая книга в трилогии», что я читал за очень долгое время.

Без необходимости поддерживать повествовательный твист предыдущей книги (который был очень хороший несмотря на угадываемость) Джемисин получает полную свободу работать с выбранным стилем: история рассказывается во втором лице, и именно рассказывается главной героине, потому что тон текста разговорный. В результате текст выглядит очень живым и ест естественным в описаниях, комментариях к текущим событиях, коротких отступлениях от них, эмоциональных ударениях и общем сарказме. Работа с эмоциями в книге особенно безупречная, каждое предложение прямо вибрирует (и это история про расколотую семью, враждебность по принципу наличия сверхспособностей, взросление, отношения, конец света и войну — есть чему вибрировать). Я получил огромное удовольствие именно от процесса впитывания слов в мозг чтения, и мое подозрение, что аудиокнига работала бы еще лучше, усиливается.

(И тут я заглянул в пост о The Fifth Season, где нашел точно такой же абзац. Я виню во всем погоду.)

It is a manipulation. Something of her is warped out of true by this moment, and from now on all her acts of affection toward her father will be calculated, performative. Her childhood dies, for all intents and purposes. But that is better than all of her dying, she knows.
And it works. Jija blinks rapidly, then murmurs something unintelligible to himself. His hand tightens on hers. “Let’s get back up to the road,” he says.
(He is “Jija,” now, in her head. He will be Jija hereafter, forever, and never Daddy again except out loud, when Nassun needs reins to steer him.)

Это все еще довольно тяжелая история, и в некотором смысле более тяжелая, потому что обе главные герои большую часть книги проводят в окружении стабильного каста, так что тяжесть более… направленная, что ли. Не только смерти (а люди будут умирать, и умирать они будут несимпатично), но и даже «антимутантский» расизм выглядит уродливее вблизи (еще раз см. цитату выше) и в новых апокалиптических и тесных обстоятельствах. Это сильная книга и не без заметного дискомфорта. А уж то, как автор мастерски работает с полутонами в поведении персонажей…

Ну и ворлдбилдинг после предыдущего тома развивается совершенно фантастическим темпом (несмотря на конец света). Не хочу ничего спойлить, но новая информация о природе «мутантов» и истории, погребенной под циклическими катаклизмами, довольно волшебная и паре мест заставала меня врасплох довольно замечательным образом. Вообще мир трилогии занимает очень интересное место среди околоапокалиптических сеттингов, и я теперь с нетерпением жду, чего с ним случится в финале.

Я не уверен, что у меня хорошо получается передать, как сильно я люблю The Obelisk Gate. Я люблю каждое слово в этой книге. Прошлый раз у меня такое было, наверно, с Ancillary Justice, но AJ было чуть проще объяснить. Скажем так: посмотрите на этот текст, и представьте, что описанная мной книга лежит в чемодане из «Криминального чтива». Она настолько хороша.

