Метки

, ,

Empire Games и одноименный цикл, с которого эта книга начинается, являются продолжением предыдущего цикла Чарльза Стросса «The Merchant Princes» про альтернативные таймлайны и конфликты между ними. Там обладатели врожденной способности путешествовать между мирами при помощи доступа к «нашей» Земле обогащались и укрепляли свою власть в их родной менее развитой реальности, но со временем их активность привлекла внимание Соединенных Штатов, которые не одобрили контрабанду и торговлю наркотиками. Чем это закончилось, в начале Empire Games объясняет очень подробный рекап, что, может, неидеальный способ запускать новую серию, но как минимум читатель быстро оказывается в курсе событий, потому что это все-таки очень хороший рекап.

EG начинается в 2020-м году, где с одной стороны — в США, после предыдущий событий превратившихся в антиутопию с тотальной слежкой и паранойей про «мироходцев», а с другой — в альтернативной Северной Америке, которая только вырвалась из-под контроля Британской Империи и пытается создать преимущество благодаря технологии из другого мира. Together they fight crime. И, естественно, они движутся навстречу друг другу, и полетят искры, и никто никого не хочет взрывать, но…

У меня, возможно, слегка странные отношения с творчеством Стросса, потому что все его книги, которые я читал, не совсем работают для меня по очень конкретным причинам, но я все равно регулярно к нему возвращаюсь. В Empire Games, например, очень немного происходит: полкниги главную героиню правительственное агентство готовит к роли межвселенского шпиона, в другом таймлайне мучительно неспешно расставляют фигуры (настолько неспешно, что пока в основном сюжете август, в тамошних главах еще май), потом они встречаются, и книга заканчивается. То есть, роман написан именно как первая треть большой истории, а не как самостоятельная часть трилогии, и это, может, не недостаток, но заметно становится слишком поздно, и это все равно очень неспешная завязка. И из-за выбранного автором подхода к повествованию сейчас сложно решить, как оценивать решения, выглядящие сомнительными: например, дедушка главной героини, бывший секретный агент из Восточной Германии, стартует в виде второстепенного персонажа, но постепенно начинает демонстрировать все большую вовлеченность в события, и, по-моему, этих слоев у него слишком много, и они раскрываются слишком резко, но, может, через год или два все станет понятно и логично, КТО ВООБЩЕ ЗНАЕТ. И такое происходит во многих аспектах книги.

(Книги, которые издаются тремя отдельными кусками, должны оцениваться как три отдельные куска. Таков закон.)

Но я раз за разом берусь за новые книги Стросса, почти по тем же причинам, почему у меня не удалось пока состыковаться с Нилом Стивенсоном или Кимом Стэнли Робинсоном (во-первых, книги Стросса тоньше). У него фантастический талант описывать миры, технологии и большие ситуации, который могу описать только словом «сияюще». От дилогии Halting State я гораздо лучше помню увешанную камерами независимую Шотландию в гугло-очках и каннибаллов, которые ели клонированное с себя мясо, чем расследуемые убийства (зато развешивание полицейскими аспектов расследования на AR-доску там прямо будоражит кровь). The Neptune’s Brood — классная книга про космическую робо-экономику, космическую робо-религию, космических роботов-пиратов/летучих мышей и роботов-осьминогов-коммунистов, а не про ее сюжет. Тут то же самое: я так увлекся чтением описаний политических тонкостей ситуаций в обеих таймлайнах, технических подробностей межвселенского шпионажа и обороны от него (и, что важно, в этой книге Стросс не склонен к инфо-дампам, информация в основном предоставляется ненавязчиво во время событий), что только на середине понял, как мало история сдвинулась с места несмотря на количество случившихся событий. Здесь я, скорее всего, в первую очередь запомню главу про то, как агент менее развитого таймлайна движется по Нью-Йорку с постепенным объяснением продуманности операции, ее тактик и технологий, взаимодействия с контрмерами противника и так далее.

Я в целом получил довольно много удовольствия от Empire Games, это очень крепко сделанная история о альтернативных таймлайнах не в привычном стиле Sliders или Doctor Who, а через линзу Тома Клэнси и Stargate SG-1. То, что книга — первая треть большой истории и обрывается довольно резким клиффхангером, не очень хорошо, и если вы чувствительны к таким вещам, то стоит подождать пару лет до завершения цикла.