Метки

,

Когда книга начинается со списка выдуманных законов, контролирующих использование футуристической технологии, прямо приходится затаив дыхание ожидать, что в течение развития сюжета все они будут нарушены.

Вообще забавное совпадение, что трейлер новой экранизации Murder on the Orient Express вышел, когда я был на середине этой книги, потому что Six Wake тоже про убийство на транспорте (на космическом корабле, неспешно летящем колонизировать другую планету), и все являются подозреваемыми. Еще все являются жертвами, потому что главные герои — клоны экипажа, которые просыпаются прямо перед кучей собственных трупов и без информации о том, что происходило на борту последние двадцать пять лет. Как вам такое «доброе утро»?

* * *

Самой интересной частью книги, по-моему, является именно тема доступного клонирования, его законности и этики. Тот список законов, с которого начинается роман, выглядит довольно строго, и в флэшбеках главных героев показано, как они приняли такую форму и насколько (не)гибко работают. Является ли клонирование бессмертием? Считаются ли две версии одного человека одним и тем индивидуумом? Стоит ли способность модифицировать себя в следующей жизни ее более деструктивных использований? Ну и в целом классический вопрос про то, возможно ли оценивать быстро развивающуюся технологию в контексте «современной» морали. Конкретных ответов на эти вопросы немного, и история регулярно заходит в довольно темные места, как во время расследования на борту, так и в прошлом.

Еще клоны используются в качестве метафоры про современные преследуемые группы людей, и это сказано довольно прямо в тексте (кроме того, что клоны юридически перестают считаться «людьми» и становятся… чем-то другим), но сложно сказать, насколько успешно метафора работает, потому что большинство людей становится клонами вполне сознательно. Возможно, религиозные параллели получаются лучше всего?

* * *

Если вы читаете детектив, то, скорее всего, вам нравятся твисты. Но любите ли вы твисты? Любите ли вы бесконечный дождь из твистов? У большинства главных героев Six Wakes полные шкафы скелетов, очень просторные шкафы. Читателя как бы предупреждают, что все они — преступники, но был период между началом второй трети и оправданием запущенности, когда на очередные откровения хочется реагировать буквально недоверчивыми выкриками. Когда оправдание происходит, получившаяся паутина связей и твистов смотрится неплохо, хотя ответы получают все равно не все вопросы (некоторые — даже оправданно). Но вам серьезно стоит подумать над своим уровнем терпимости к таким вещам перед тем, как браться за эту книгу.

* * *

Текст у Лафферти довольно легкий, книга читается очень быстро. Six Wakes — не сплошная подавляюще мрачная притча о войне технологии и морали, автор регулярно разбавляет упомянутые уже «темные места» юмором (объяснение неизбежности завоевания мира разумными чайниками особенно замечательное) и простой человеческой дружбой. Даже наоборот: иногда отрицательность некоторых событий может не сразу считываться, и это как баг, так и фича (я — чудовище, да).

Плюс, у автора есть определенная склонность слишком часто повторять одни и те же описания и выражения, и некоторые из них быстро приедаются, но кто я такой, чтобы осуждать?

* * *

Я не уверен, что с форматом, в котором этот пост написался, нужен какой-то вывод. Хотите почитать излишне запутанный научно-фантастический детектив в космосе, где нет невиновных людей, а есть вопросы морали, технологии и человечности? И там еще главные герои почти все время не доверяют друг другу и грызутся по очевидным причинам, плюс-минус пара дуэтов? Если вы можете ответить «да» шестидесяти процентам, то Six Wakes стоит попробовать.

Реклама