Метки

, , , , ,

Когда IDW Publishing купили права на издание в США европейских комиксов про диснеевских персонажей, для меня это был отличный повод наконец-то выяснить, что же внутри них происходит. Я не ожидал, что они окажутся настолько… эксцентричными. Теперь каждые две-четыре недели я беру один месяц из рана IDW, чтобы рассказать вам о самых смешных, диких и глупых вещах внутри, а также строить безумные теории об их мире, и все это совершенно несерьезно.

Сегодня: семьдесят пять лет журналу Walt Disney’s Comics and Stories, самый спокойный и понятный выпуск рубрики.

Uncle Scrooge #7 (#411)

Mummy Fearest (Zio Paperone e il deposito piramidale, Италия, февраль 1977)
Романо Скарпа (сценарий/рисунок), Джо Торчивия (перевод)

Of Mice and Magic (De terugkeer van Magica, Нидерланды, февраль 1980)
Марк де Йонг (рисунок), Тад Коморовски (перевод)

Donald Duck #6 (#373)

The Diabolical Duck Avenger (часть 2) (Paperinik il diabolico vendicatore, Италия, июнь 1969)
Элиза Пенна, Гвидо Мартина (сценарий), Джован Баттиста Карпи (рисунок), Гэри Лич (перевод)

Birthday Bugaboo (США, 1976)
Гарри Гладстоун (сценарий/рисунок)

Mickey Mouse #5 (#314)

The Ghost of Man-Eater Mountain (США, 1951)
Дон Р. Кристенсен (сценарий/рисунок)

Walt Disney’s Comics and Stories #724

The Search for the Zodiac Stone! (часть 4) (Alla ricerca della pietra zodiacale, Италия, январь 1990)
Бруно Сарда (сценарий), Массимо де Вита (рисунок), Джонатан Грей (перевод)

The Duck Who Came to Dinner (Anden, der kom til middag, Дания, октябрь 2011)
Карл Баркс (задумка), Джон Люстиг (сценарий), Дан Йиппес (рисунок)

Walt Disney’s Comics and Stories 75th Anniversary Special

The Mighty Trapper (США, сентябрь 1943)
Карл Баркс (сценарий/рисунок)

Ridin’ the Rails (США, февраль — апрель 1955)
Карл Фоллберг (сценарий), Пол Мюрри (рисунок)

Low Diver (США, октябрь 1932)
Эрл Дюволл (сценарий/рисунок), Эл Талиаферро (рисунок)

Treed (США, ноябрь 1940)
Хаби Карп (сценарий), Боб Грант (рисунок)

Doing Bad For Good (США, август 1957)
Вик Локман (сценарий), Гил Тернер (рисунок)

Game, Set, Match (США, сентябрь 1943)
Вик Локман (сценарий/рисунок)

Looking For Some Action (США, январь 1958)
Эл Хаббард (рисунок)

Three For Breakfast (США, август 1948)
Харви Айзенберг (рисунок)

Magica’s Missin’ Magic (Den fløjende loppe, Дания, 1993)
Уильям ван Хорн (сценарий/рисунок)

March of Science. Today’s Lesson: Dinosaurs (США, май 1991)
Том Якутис (сценарий), Билл Уайт (рисунок)

В этом месяце антологии Walt Disney’s Comics and Stories исполнилось 75 лет, в честь чего IDW выпустили спецвыпуск с переизданиями… некоторых старых комиксов из предыдущих номеров. Проблема с прилагательным у меня, потому что эти истории сложно назвать выдающимися или важными несмотря на громкие имена авторов и художников. И вопросы о том, как этот журнал составлялся окончательно закрепляет предупреждение о том, что в нем может содержаться «мультяшное насилие» и «устаревшие взгляды, которых современные комиксы про Микки и Дональда не содержат». Я как бы понимаю, что IDW могут быть ограничены в выборе (как минимум комиксами, которые давно не переиздавались), но неужели без «устаревших взглядов» никак? И почему в других сериях, которые берут комиксы из тех же источников, нет предупреждения?

Интересно, что редакция пытается обойти как минимум часть вопросов тем, что в предупреждении Walt Disney’s Comics and Stories 75th Anniversary Special называется «архивным сборником». То есть, его целью в первую является сохранение старых комиксов, и он ни в коем случае не предназначен для чтения, скажем, детьми. Ни в коем случае. Если вы увидите ребенка с этим журналом или соответствующей ТПБшкой в руках, немедленно поднимайте тревогу.

Навскидку очевидно проблемным сегментом кажется только «Treed» про стереотипно выглядящего индейца-ребенка Гайвату. Остальное — не хуже чем обычно. Гремлин Гас даже какой-то особенно непропагандистский получился. «Мультяшное насилие» в сборнике довольно неплохое, и о нем чуть позже.

Сначала я забегу сразу в конец спецвыпуска, потому что динозавры. «March of Science. Today’s Lesson: Dinosaurs» — по-моему, лучший комикс сборника. Там Питер Фальк Людвиг фон Дрейк (родственник Дональда из Австрии, знаток во множестве научных областей, пародия на Фрейда) читает лекцию о том, что птицы произошли от динозавров. Лекция содержит заметный недостаток перьев и быстро скатывается в фарс (Людвиг считает, что динозавры не вымерли и прячутся в маленьком городке в Калифорнии), что, возможно, занижает образовательную ценность, но от дурацкого детского комикса 91-го года я даже такого не ожидал.


«Существует всего два пола…»

«Ridin’ the Rails» оказывается чуть страннее, даже чем может показаться на первый взгляд: здесь Микки и Гуфи работают машинистами на железной дороге из городка под названием Танкбург (который явно является спящим трансформером, дожидающимся времени исполнения древнего пророчества), и об этом никто не разговаривает. То есть, понятно, что это испытание нового сеттинга, который просто не прижился (железная дорога появляется еще в двух историях), но мы же все знаем дотошность составителей фанатских википедий, а про этот период в жизни Микки Мауса ничего нет. Тут город серьезно называется «Танкбург», а они молчат.

И эта история, вроде бы, является главным источником того самого «мультяшного насилия». В комиксе Микки и Гуфи на своем поезде везут Бабушку Утку (имя: Эльвири, Эльвира или Эбигейл. Личное дело засекречено по решению суда) осматривать приобретенную ей закрытую шахту, и местные шахтеры пытаются остановить ее при помощи саботажа, потому что хотят незаконно добывать руду в тайне. Попытки саботажа довольно быстро переходят в опасные для жизни и заканчиваются буквально расстрелом паровоза (в целом в «Ridin’ the Rails» есть что-то вестерновое).

И комикс оставляет нас с двумя вопросами:

1) Бабушка Утка вместе с начальником железной дороги всего за пару часов способна выяснить пригодность шахты для восстановления работы. Что ты скрываешь, Эбигейл? Если это твое настоящее имя!

2) Надеюсь, что «устаревшие взгляды» из предупреждения в начале спецвыпуска не относятся к положительному изображению электрической машины. Потому что вот эта мелочь буквально тягает вагоны с рудой, и будущее снова выглядит ярким.

После шести месяцев в рубрике наконец-то появляется имя легендарного автора и художника Карла Баркса, создателя Скруджа Макдака и кучи связанных с ним персонажей. И сразу два раза: в юбилейном спецвыпуске переиздается его «The Mighty Trapper», и «The Duck Who Came to Dinner» в обычном Walt Disney’s Comics and Stories не написана Барксом, а основана на его черновиках.

Только на основе этих двух историй можно сделать определенные выводы (не знаю насколько точные) о таланте Баркса к комедийной эскалации. Попытки близнецов и Дональда по очереди убедить друг друга в том, что близлежащем леске водятся лисы и волки и их нужно ловить, не работали бы так хорошо, если бы Дональд не поверил в собственную ложь и не решил поставить еще одну ловушку для несуществующего волка. С другой стороны жажда Скруджа вдохновить своего племянника историей о том, как он сэкономил свой первый доллар, выходит за все рамки и приличий и, возможно, уголовного кодекса: он блокирует дверной замок, чтобы Дональд и близнецы не смогли запереться выманив его наружу, он приклеивает Дональда к дивану, и он на случай внезапной потери дара речи принес граммофон в шляпе с записью истории (за попытку заткнуть его хурмой несчастные родственники Макдака заслуживают аплодисментов) — я могу навскидку назвать пять американских комикс-сценаристов, которые на основе только «The Duck Who Came to Dinner» сделали бы Скруджа серийным убийцей «Пила»-стайл.


«The Search for the Zodiac Stone!» все никак не даст мне совместных приключений команд: они пообщались, договорились работать вместе, получили новые имена владельцев двух кусков Зодиакального Камня и разошлись. Хоть перемешайте составы, иначе какой это кроссовер.

Ну хотя бы мы получаем новое доказательство гештальтовой сущности близнецов, потому что даже Микки Маус: идею сотрудничать в поисках частей Камня высказывает конкретно Красный [Олег проверяет имена] Билли, но одобряющий Микки приписывает ее всем троим. Он же детектив, ему виднее!

Вторая половина «The Diabolical Duck Avenger» — веселое обкатывание Дональдом его нового альтер-эго, как я и ожидал. Утка-Мститель довольно быстро освоился с оборудованием Фантомалларда, и злодейский энтузиазм на его лице, когда крадет матрац Скруджа (набитый деньгами, естественно), какой-то прямо бодрящий.

И текущее обсуждение сверхчеловеческой удачи Гладстона Гандера мы можем закончить в довольно интересном месте: добравшись до поместья покойного Фантомалларда во время розыска нового суперпреступника он решает просто положиться на свое везение и бродить по дому с закрытыми глазами. В результате он находит потайную дверь, но законы вероятности явно не потерпели такой наглости, и практически сразу Гладстон случайно взрывает здание (чем спасает будущих авторов от необходимости волноваться о принадлежащем Дональду огромном доме в пригороде). Это, наверно, важный урок об ответственной эксплуатации способности манипулировать причинно-следственными связями или типа того.


Самое важное я оставил напоследок. В октябре в ране IDW дебютирует колдунья Магика де Спелл (пожалуйста, не заставляйте меня писать «де Гипноз»), пытающаяся украсть первую заработанную Скруджем монету. И делает она это сразу в двух история: «Of Mice and Magic» в Uncle Scrooge и «Magica’s Missin’ Magic» в Walt Disney’s Comics and Stories 75th Anniversary Special. Вторая из них, по-моему, является более важной, потому что в этот относительно несумасшедший месяц сценарист и художник Уильям ван Хорн не дает нам расслабиться окончательно. Начинается комикс с того, что у Магики есть новое секретное оружие, но оно заперто в шкатулке, которая открывается свистом «Симфонии №6» Бетховена. Логичным вариантом развития событий было бы сделать одного из персонажей опытным свистуном и нырнуть в комедийный хаос. Но этот автор не ищет легких путей, так что в попечении близнецов и Дональда оказывается лучшая на свете свистящая блоха. Которая уже знает соответствующую симфонию. Какое неожиданное совпадение! (Комедийный хаос все равно происходит.)

Ну и «Mummy Fearest», наверно, тоже стоит упомянуть, потому что там Скрудж перестраивает свое деньгохранилище в пирамиду, и возмущенный этим архитектурным преступлением конкурент-капиталист Джон Роккердак притворяется мумией. Странно и смешно, но всего лишь обычная неделя в жизни абсурдно богатых людей.

А также:

  • Худшая несправедливость: Комиксов про Гайвату гораздо больше чем про Леди и Бродягу, и до сих про делаются новые в отличие от собачьих. Чем я заслужил жить в этом проклятом богами таймлайне?
  • Лучшее открытие: Кстати, на основе «Леди и Бродяги» есть немного комиксов. Про переизданный в юбилейном спецвыпуске «Looking For Some Action» мне нечего сказать, но я чувствую упущенный потенциал и историческую несправедливость.
  • Лучшая мимика: Когда Карл Баркс пытается нарисовать близнецам циничный прищур в качестве реакции на «новость» Дональда о пойманном им «волке», получается какое-то прямо физиогномическое оружие массового поражения.

  • Лучшая гигиена: Нам нужно поговорить о том, что Скрудж после «плавания в деньгах» вытирается обычным полотенцем? Спрашиваю на всякий случай.
  • Лучшая лингвистика: Переводчик Джонатан Грей совсем перестарался с «Hello, fellow kids» в «The Search for the Zodiac Stone!», и Скрудж у него в течение одной страницы выдает фразы «a cool mil’» и «me likey!». Та машина времени в подвале музея очень странно влияет на окружающих.

    Еще в эту же категорию можно внести наконец-то вернувшегося в сюжет злодея Пита, который во время драки с цирковым слоном кричит «Put me down, ya long-nosed Frankenstein!». Понятия не имею, как это оскорбление должно работать, но, возможно, виноват календарь «Слово дня» или Пит имеет ввиду Виктора Франкенштейна.
  • Лучшая обложка: Я редко разговариваю про обложки, но «кинопостер» у Mickey Mouse #5 очень хорош.
  • Лучшая биология: «The Ghost of Man-Eater Mountain» отвечает на несколько вопросов о том, как работают тела мышегуманоидов в диснеевской вселенной (но не на те, которые вам интересны). Насколько нелепо на них выглядят каштановые волосы, усы и бороды? Максимально. Насколько ужасающе выглядят босые ноги Микки Мауса? Как будто его ступни испытывают острый приступ аллергии.

  • Лучшая физиогномика: Полицейские, гонявшиеся за Уткой-Мстителем, не только сомневаются, что Дональд может быть им (хотя они находились на расстоянии вытянутой руки от него в освещенной комнате, а он ни лицо не замаскировал, ни фуражку не снял), но и сильнее подозревают Гандера, у которого даже форма клюва другая. Дакбург обречен захлебнуться в волне преступности.
  • Лучшая цикличность: «Birthday Bugaboo» является очень интересным выбором для этого номера Donald Duck, потому что там, как и в начале «The Diabolical Duck Avenger», близнецы тащат в дом найденного на улице щенка, Дональд его прогоняет, но потом собака оказывается стоящей больших денег. Сколько еще раз с этой семьей происходили подобные события, и какими грехами против космоса Дональд это заслужил? (В «Of Mice and Magic» у них есть кот Флоп, и мне теперь нужен его излишне драматический и подозрительно знакомый ориджин.)
  • Лучший капитализм: Серьезный вопрос: насколько кровопролитным было подавление Скруджем восстания рабочих на его болгарской фабрике по производству казу?
  • Лучший визит в наши края: «Magica’s Missin’ Magic» можно было увидеть под названием «Волшебная сила искусства» в «Утиные истории» №11 за 1995-й год.
  • Лучшая тривия: Из «Of Mice and Magic» мы узнаем, что Дональд с легкостью узнает магию по запаху.
  • Лучшее равновесие: Когда Магика оказывается заперта в денежном бассейне Скруджа, она логичным образом пытается угрожать деньгам, чтобы добиться свободы. Но Макдак проявляет удивительную силу воли и отказывается выпускать ее, и это тоже довольно логичное решение: колдунья не может уничтожить слишком много денег, потому что тогда Скрудж больше не будет богаче всех на свете, и его первая монета станет бесполезна для нее.
  • Лучший родственник: Как бы агрессивно Дональд не сопротивлялся заведению близнецами питомцев, когда его племянники незаслуженно оскорблены Скруджем, он мгновенно и яростно бросается на их защиту.
  • Лучшая иерархия: Я пока не готов нырнуть в звания скаутской организации «Юные сурки», но в течение «Mummy Fearest» тройняшек швыряет между «пятидесятизвездными генералами» и «тысячезвездными генерами».


В следующем выпуске: «Seveneves» Нила Стивенсона.

Реклама